Кто привлекает за ответственности по административным нарушениям в контрактной системе
Нарушения ПДД опасны не только тем, что они приводят к гибели людей, наносят вред их здоровью и имуществу. Любое, даже самое незначительное отступление от правил, тем более если оно остаётся без внимания сотрудников ГИБДД, вселяет в водителя чувство безнаказанности и безответственности. А это, в свою очередь, повышает риски для окружающих его людей и машин попасть в неприятную ситуацию. Вот почему так важно, чтобы ни один виновник не смог уйти от ответственности за нарушение правил дорожного движения, а их соблюдение должно стать естественной потребностью каждого человека, будь то водитель транспортного средства (ТС), пассажир или пешеход.
- Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
- Нормы Закона о контрактной системе.
- Административная ответственность за нарушение ПДД
- Какая ответственность предусмотрена
- Правомерность требования согласования субподрядчика.
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
Порядок применения и расчета санкций по 44-ФЗ регламентирует постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.
Мы собрали штрафы по 44-ФЗ по постановлению правительства 1042 в таблице:
Для заказчика
Для поставщика
Размер санкции зависит от цены договора:
- до 3 млн руб. – 1000 руб.;
- от 3 до 50 млн руб. – 5000 руб.;
- от 50 до 100 млн руб. – 10 000 руб.;
- более 100 млн руб. – 100 000 руб.
Постановлением предусмотрен общий порядок исчисления сумм, имеются исключения, когда расчет производят по-другому.
Общий порядок предусматривает процент в от суммы контракта:
- до 3 млн руб. – 10 %;
- от 3 до 50 млн руб. — 5 %;
- от 50 до 100 млн руб. — 1 %;
- от 100 до 500 млн руб. — 0,5 %;
- от 500 млн до 1 млрд руб. — 0,4 %;
- от 1 до 2 млрд — 0,3 %;
- от 2 до 5 млрд рублей — 0,25 %;
- от 5 до 10 млрд рублей — 0,2 %;
- свыше 10 млрд рублей — 0,1 %.
Для закупок организациями – СМП или СОНКО штраф составит 1 %, независимо от цены договора, но не менее 1000 и не более 5000.
На случай если цена контракта ушла в минус в процессе конкурирования участников, а победила заявка с большей ценой – сумма санкции зависит от того, совпала ли цена с НМЦК, оказалась выше или ниже.
Если цена менее НМЦК:
- 10 % от НМЦК, если сумма, которую заплатил победитель, не превышает 3 млн рублей;
- 5 % от НМЦК — если от 3 до 50 млн рублей; 1 % НМЦК — если от 50 до 100 млн.
При превышении НМЦК:
- 10 % уплаченной участником цены, если она не превышает 3 млн рублей;
- 5 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 3 до 50 млн рублей;
- 1 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 50 до 100 млн рублей.
За нарушения, для которых не установлена цена, санкция составит:
- 1000 руб. — при цене контракта до 3 млн рублей;
- 5000 руб. — при цене от 3 до 50 млн рублей;
- 10 000 руб. — при цене от 50 до 100 млн;
- 100 000 руб. — при цене контракта свыше 100 млн рублей.
За неисполнение подрядчиком обязательств по строительству или капремонту без привлечения субподрядной организации – штраф 5 % от стоимости работ.
За непривлечение субподрядной организации из числа СМП или СОНКО – штраф 5 % от суммы на привлечение.
Общая сумма финансовых санкций не может превышать цену контракта. Избежать штрафов допустимо при наличии доказательств невозможности исполнить обязательства надлежаще по не зависящим от стороны причинам.
Нормы Закона о контрактной системе.
В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.
Административная ответственность за нарушение ПДД
Административные правонарушения в области дорожного движения влекут за собой ответственность по соответствующим статьям гл. 12 КоАП РФ. Нарушителей «отлавливают» не только сотрудники ГИБДД, но и камеры фиксации нарушений ПДД. К ответственности привлекаются водители ТС, также административная ответственность за нарушение ПДД установлена для пешеходов и пассажиров (ст. 12.29, 12.30).
За административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, применяются в основном следующие санкции:
- предупреждение;
- штрафы за нарушения ПДД;
- административный арест;
- лишение водительских прав.
Какая ответственность предусмотрена
Действующим законодательством ответственность сторон по 44-ФЗ регламентирована детально.
Закрепление ответственности направлено на:
- Дисциплинирование участников закупок. Гонорары по контрактам выплачивают за счет муниципальных и государственных бюджетов — в качественном исполнении обязательств заинтересовано общество в лице налогоплательщиков.
- Мотивация заказчиков — следить за качеством исполнения обязательств, обдуманно формулировать требования.
По тексту контракта необходимо формулировать штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями как для заказчика, так и для исполнителя.
ФЗ № 44 предусматривает такие меры ответственности:
- Пени – при просрочке исполнения обязательств. Суммы не имеют фиксированного размера и исчисляются в процентах от суммы контракта в зависимости от количества дней просрочки.
- Штраф – твердая денежная сумма при иных нарушениях условий договора.
Правомерность требования согласования субподрядчика.
Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.
С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).
С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным[16]. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.
[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.
[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.
[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.
[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.
[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».
[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.
[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.
[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.
[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.
[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.
[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.
[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),
журнал “Руководитель бджетной организации” № 6,июнь, 2017 года