Отменить все решения по выездной проверке если пени рассчитаны неверно
В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.
В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:
- Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
- Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
- Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
- Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
- Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
- Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
- Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).
Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.
Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.
Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.
- Решение о проведении выездной налоговой проверки
- Основания для проведения налоговой проверки
- Ситуации, в которых применяется заявление на отмену решения, вынесенного в упрощенном порядке:
- Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами
- Какова продолжительность выездной налоговой проверки?
- Выездная налоговая проверка в 2024 году: список особенностей
Решение о проведении выездной налоговой проверки
Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.
Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.
Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.
Основания для проведения налоговой проверки
По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:
- В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
- Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.
Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/297@). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.
Внимание
В ряде случаев, которые изложены в письме ФНС России от 24 августа 2012 года № АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках», налоговые органы в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства на любом этапе процедуры могут инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках.
Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.
К сведению
С приказа ФНС России от 14 августа 2015 года № СА-7-15/358@ в редакции, действующей с 31 января 2017 года, началась апробация проекта «СУР АСК НДС-2». Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков. Об оценке признаков риска «СУР» читайте в письме ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@.
Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую , независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.
Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:
- для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
- в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.
Ситуации, в которых применяется заявление на отмену решения, вынесенного в упрощенном порядке:
Республика Казахстан наделяет граждан и юридических лиц определенным объемом прав, зашита которых предусмотрена действующим законодательством. Одним из самых распространенных способов восстановление нарушенного права является обращения лица, которое считает, что его в чем-то ущемили, в судебные органы.
Законодательство РК устанавливает достаточно длительные сроки на рассмотрения судами поступивших исковых заявлений, с учетом существующего порядка в среднем на одно гражданское дело затрачивается около шести месяцев. На практике очень часто встречаются случаи, когда дело не требует такого длительного срока рассмотрения, например, невозвращенный в срок займ. С целью ускорения процесса восстановления нарушенного права законодательство РК ввело новое для процессуального право понятие, которое называется “упрощенное производство”.
Смысл данного способа рассмотрения гражданских исков состоит в том, что он применяется только в том случае, когда истец представит суду бесспорные доказательства того, что ответчиком действительно произведено нарушение его права. После получения таких доказательств суд выносит в установленном законодательством порядке и сроки решение.
Одним из основных принципов судебного разбирательства является равенство участников процесса, которое заключается в том, что сторонам (истец и ответчик) предоставлен одинаковый объем прав и обязанностей. В числе данных прав ответчику предоставлено право обжаловать решение суда, вынесенное в порядке упрощенного производства, путем подачи в суд заявление об его отмене.
В обязательном порядке заявление должно содержать следующие сведения:
- Наименование суда, в которое оно направляется;
- Наименование сторон (истца и ответчика)
- Данные обжалуемого решения;
- Основания отмены вынесенного решения;
- Требования об отмены.
В случае, если сторона, желающая отменить вынесенное решение, не подаст соответствующее заявление, соответственна она приняла его и обязано исполнить в полном объеме.
Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами
В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:
- Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме) . Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
- Книга покупок (общий режим) . Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
- Книга продаж (общий режим) . Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
- Счета-фактуры . Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
- Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
- Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.
На заметку
Кроме указанных документов проверяющие могут запросить расчетно-платежные ведомости, сведения о численности сотрудников и их заработной плате, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.
Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.
Какова продолжительность выездной налоговой проверки?
Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.
О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в этом материале .
Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.
Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.
Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).
Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:
- начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
- процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
- завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).
Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).
Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.
Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?» .
Выездная налоговая проверка в 2024 году: список особенностей
Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2024 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:
- выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
- основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
- проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ); Могут ли проверять налоговые периоды текущего календарного года в рамках выездной проверки? Могут ли проверять отчетные периоды (незавершенный налоговый период) текущего календарного года? Ответы смотрите в ЭСС от КонсультантПлюс. Пробный доступ бесплатный.
- налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. В то же время есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Читайте о них в готовом решении от КонсультантПлюс, по пробному доступу бесплатно.
- за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
- выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.