Замена товара на улучшенный по 223 фз на основании чего
Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней № 1 и 2, утвержденных ПП РФ № 102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.
Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП № 102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге. Ограничения допуска применяют и при закупке услуг, для которых планируется приобрести медизделия из перечней № 1 и 2 (п. 29 Обзора судебной практики № 2, утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019).
Ограничения работают так:
- Приобретение изделий из перечня № 1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
- Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
- Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, то применяйте условия допуска (п. 2 ПП № 102, п. 1 приказа № 126н).
- Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.
Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:
- максимальная цена контракта рассчитывается по методике, утвержденной Приказом Минздрава № 759н, Минпромторга № 3450 от 04.10.2017;
- при расчете цены надо учитывать информацию Минздрава о средневзвешенных ценах на медизделия и коэффициенте локализации (письма № 25-3/И/2-19239 от 11.12.2020, № 25-3/И/2-17570 от 17.11.2020);
- в закупку включаются только изделия из перечня № 2 ПП № 102;
- страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
- доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
- иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
- при определении соответствия учитываются процентная доля зарубежного сырья в цене и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
- условия допуска применяются к предложениям с заграничными изделиями из перечня № 126н, которые не отклонил заказчик;
- контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.
Ограничения при закупке радиоэлектроники
Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019.
Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:
- Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается.
- Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа. Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену.
- При описании продукции нельзя приводить информацию, которая не предусмотрена позицией КТРУ.
- Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является номер реестровой записи из отечественного реестра радиоэлектроники или евразийского реестра промтоваров. Номера реестровых записей не представляют для некоторых изделий, таких, как военная и специальная техника.
- Если среди предложений участников есть одно, которое полностью соответствует условиям заказа и предлагает поставить товары из ЕАЭС, то отклоните другие заявки с иностранной продукцией.
- Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна.
Кроме того, ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД 2 не применяются заказчиками, которые работают на территории иностранного государства.
Ограничения при закупке промтоваров
Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения в ходе проведения закупок, утвержден ПП № 617 от 30.04.2020. Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке промтоваров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки.
Ограничения распространяются на товары, включенные в перечень, который является приложением к ПП № 617. Выглядит перечень таким образом:
Подтверждением страны происхождения является одно из следующих условий:
- номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
- номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза.
Участник закупки в составе заявки декларирует номера таких реестровых записей. Исполняя контракт, поставщик при передаче товара обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну его происхождения.
Приоритет при проведении аукциона
Если победитель определяется в ходе аукциона по 223-ФЗ, на основании снижения цены, то договор на иностранный товар будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной в ходе аукциона.
Например, если участник аукциона с иностранным товаром выиграет у поставщика российских товаров с ценовым предложением 5 млн. рублей, то фактическая сумма договора будет снижена на 15%, до 4,25 млн. рублей и может сделать поставку убыточной.
Данное правило будет действовать и в случае, если в ходе аукциона цена будет снижена до нуля и перейдет в отрицательные значения – то есть начнутся торги за право заключить контракт, когда поставщик еще доплачивает заказчику. Тогда цена договора возрастет на 15%.
Алгоритм изменения предмета контракта на улучшенный
Законодательными нормами не предусмотрено, чтобы поставка товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ производилась на основании одностороннего решения. Непременно должно произойти согласование такой возможности между исполнителем и заказчиком. Рекомендуем подать свое предложение в письменной форме. Например, свое предложение исполнитель по договору может оформить в виде письма заказчику. В письме следует указать:
– реквизиты действующего договора;
– нормы закона, на основании которых составлено обращение;
– причины изменения поставки.
На этих основаниях исполнитель предлагает улучшения в конкретных параметрах (технических, функциональных или эксплуатационных характеристиках). В своем письме он также подтверждает намерение выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме. Если заказчик выразит согласие принять такую поставку, между сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение. На основании ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса, соглашение об изменении совершается в той же форме, что и договор.
До подписания соответствующего соглашения заказчику следует также в документальной форме (в качестве внутреннего организационного документа) установить, что критерии признаны им выгодными, и привести основания для такого решения (например, заключение эксперта). Происходящие в договорных условиях с поставщиком изменения заказчик отражает в реестре заключенных им контрактов.
Когда приоритет не предоставляется
- Если стоимость российских товаров менее 50% от стоимости всех товаров в закупке.
- Если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником
Закупка признается несостоявшейся, когда подана или допущена только одна заявка или ценовые предложения поданы в ходе торгов поданы только одним участником.
Что изменилось с 2023 года в закупочной системе по 223-ФЗ
Вот все произошедшие изменения в 223-ФЗ с 2023 года в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
С какой даты работают измененияСуть измененийНормативно-правовой акт01.01.2023
Заказчики под санкциями не выполняют лимиты закупок, в которых участвуют только субъекты МСП. Эти поправки затронули заказчиков, сведения о процедурах которых скрыты по постановлению Правительства РФ № 301 от 06.03.2022.
Но эти процедуры включаются в расчет совокупного годового объема договоров.
Подробнее: Минфин разъяснил понятия «санкции» и «меры ограничительного характера» в рамках применения постановления № 301 от 06.03.2022.
Скачать постановление Правительства РФ № 2359 от 20.12.2022 из КонсультантПлюс
Еще новое в законодательстве о закупках по закону 223-ФЗ в 2023 году связано с тем, что актуализировали форму годового отчета о закупках у МСП. Туда включили данные о договорах по результатам процедур, которые заключают такие организации:
- лизинговые компании для приобретения предметов лизинга в рамках выполнения обязательств по договору лизинга. НМЦД должна быть более 400 млн руб.;
- гарантирующие поставщики и сетевые организации для приобретения оборудования и нематериальных активов, чтобы обеспечить коммерческий учет электроэнергии.
Подробнее: пошаговая инструкция по заполнению годового отчета о закупках у МСП по 223-ФЗ
Скачать постановление Правительства РФ № 1946 от 31.10.2022 из КонсультантПлюс01.03.2023
Изменили перечень квотируемой продукции по постановлению Правительства РФ № 2013 от 03.12.2020.
Подробнее:
- минимальная доля закупок российских товаров;
- квотирование закупок российских товаров.
Скачать постановление Правительства РФ № 318 от 28.02.2023 из КонсультантПлюс01.04.2023
По новым правилам публикуют в ЕИС, но без размещения на официальном сайте процедуры, которые проводят по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Основания для таких процедур установят в специальных актах правительства.
Также придется выкладывать информацию о заключении и исполнении договоров по итогам таких процедур.
Скачать Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022 из КонсультантПлюсСкачать постановление Правительства РФ № 2359 от 20.12.2022 из КонсультантПлюс
Заработали правила, которые закрепляют:
- какая информация и документы не публикуются на официальном сайте ЕИС;
- как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений.
А вот какие изменения произошли в 223-ФЗ в работе с Положением о закупках: раздел этого документа, в котором указан список взаимозависимых лиц, публикуется в ЕИС отдельно от других разделов закупочного положения.
Скачать постановление Правительства РФ № 1946 от 31.10.2022 из КонсультантПлюс
В реестр договоров включают больше сведений, если проводятся конкурентные процедуры среди МСП. Если по условиям процедуры исполнение договора обеспечивается, то приводят сведения об этом.
Если исполнение договора участник обеспечивает независимой гарантией, то указывают информацию о прекращении обязательств участника по такой гарантии, информацию и документы о требованиях по ней.
Информацию о независимой гарантии, которая выдана участнику из числа МСП, проверяют в специальном реестре. А участникам рекомендуем убедиться, что ее в этот реестр включили.
Возникает вопрос: банковская или независимая гарантия по 223-ФЗ в 2023 году должна быть в реестре — в абз. 1 ч. 31 ст. 3.4 223-ФЗ речь идет только о независимой гарантии, которая предоставляется для обеспечения договора в рамках закупок с ограничениями для МСП. Получается, что требование о включении в реестр не всегда распространяется на банковские гарантии, которые предоставляются в обычных закупках.
Скачать Федеральный закон № 109-ФЗ от 16.04.2022 из КонсультантПлюс