Потребительская корзина для работающих в 2020 г в ростовской области
С учетом продолжающегося роста цен и стоимости жизни можно прогнозировать дальнейшее повышение прожиточного минимума в России, в том числе в Ростовской области.
По прогнозам экспертов, в 2024 году прожиточный минимум для трудоспособного населения в регионе может вырасти до 13 500 – 14 000 рублей. Это потребует соответствующего увеличения заработных плат, пенсий, стипендий и различных социальных выплат.
Рост прожиточного минимума направлен на поддержание минимально гарантированного уровня жизни населения. Вместе с тем, не менее важны меры по сдерживанию инфляции и оптимизации структуры потребительской корзины.
Вызовы и перспективы на будущее
Определение справедливого прожиточного минимума – это непростая задача, учитывающая множество факторов. Совершенствование методик его расчета должно оставаться в фокусе региональных властей.
Среди ключевых вызовов: рост инфляции, изменения потребительского поведения, цифровизация экономики. Гибкий подход позволит обеспечить актуальность показателя прожиточного минимума как индикатора качества жизни в регионе.
О прожиточном минимуме в регионе
Понятие «прожиточный минимум» (ПМ) закреплено Федеральным Законом № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Чтобы жить с минимальными удобствами и комфортом и сохранить здоровье, человек должен иметь доход выше либо равный ПМ. Иначе он не сможет оплатить продукты, непродовольственные товары и услуги, которые включены Росстатом в перечень обязательных. Вот что такое ПМ. Постановление о его величине подписывается Губернатором Ростовской области ежеквартально.
Областная величина ПМ успешно сохраняется на федеральном уровне. Достигается соответствие с помощью развитого личного подсобного хозяйства, благодаря которому большая часть населения региона сокращает средний чек на продукты.
Что входит в прожиточный минимум
В ПМ входят потребительская корзина (ПК) и обязательные платежи. Под обязательными платежами, которые, кстати, включены в ПМ только работающего человека, понимается НДФЛ.
ПК — это стоимость самых необходимых продуктов, непродовольственных товаров и услуг.
Чтобы найти стоимость ПМ (по-простому), надо все составляющие сложить и умножить на коэффициенты изменения цены каждой составляющей. Более подробный план расчёта ПМ содержится в Постановлении федерального Правительства за № 56 от 29.01.13 «Об утверждении правил исчисления величины ПМ в РФ».
Потребительская корзина в других странах
Для сравнения в Великобритании при расчете аналогичного показателя учитывают ещё и посещение мест общественного питания, театров, музеев, а также расходы на ремонт. Во Франции учитывают даже корм для домашних питомцев и расходы на посещение косметических салонов. Предложений о внесении подобных товаров и услуг в российскую потребительскую корзину пока не поступало. И, скорее всего, в рабочей группе такой вопрос даже не будут поднимать. В нынешней ситуации хорошим результатом работы будет, если цены и количество продуктов в минимальном наборе питания будут отражены по реальной стоимости и в реальных объёмах потребления.
Если вышеуказанные изменения будут внесены в состав корзины, то её стоимость может возрасти на 30% и выше. Как отразится такое повышение на населении? Вырастет прожиточный минимум, а вместе с ним и МРОТ, который с 1 января 2020 года составляет 12 130 рублей. К сожалению, в настоящее время так и не искоренили «серые» зарплаты. Работодатели официально выплачивают сотрудникам минимальный размер, остальное работник получает в конверте. При увеличении МРОТ вырастет и официальная часть зарплаты. А значит, государство получит в бюджет больше налогов.
Меры по повышению уровня жизни населения
Для снижения бедности и повышения реальных доходов населения помимо индексации прожиточного минимума необходим комплекс мер региональной социально-экономической политики.
Важными направлениями являются:
- Создание новых рабочих мест
- Повышение заработных плат
- Развитие социального предпринимательства
- Расширение адресных программ поддержки нуждающихся
- Субсидирование стоимости услуг ЖКХ
- Стимулирование ипотечного кредитования
Эффективная реализация таких мер позволит постепенно снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в регионе.
Прожиточный минимум и рынок труда
Величина установленного в регионе прожиточного минимума оказывает существенное влияние на рынок труда, в частности на оплату труда.
Согласно Трудовому кодексу РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже размера прожиточного минимума.
Таким образом, прожиточный минимум в Ростовской области фактически является минимальным размером оплаты труда в регионе. Все работодатели обязаны обеспечивать уровень зарплаты работников не ниже 12 692 рублей.
Таблица изменения значения МРОТ в регионе
К базовому значению добавляется районный коэффициент в Ростовской области и надбавки
ДатаЗначение, руб.Нормативный актс 01.01.2024
- 23090,4 (в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума) (для внебюджетных организаций)
- 19242 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.01.2023
- 19490,4 (в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума) (для внебюджетных организаций)
- 16242 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов “Федерация Профсоюзов Ростовской области” и Союзом работодателей Ростовской области на 2023 – 2025 годы от 23.11.2022 № 14.с 01.06.2022
- 18334,8 (в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума) (для внебюджетных организаций)
- 15279 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.01.2022
- 16668 (в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума) (для внебюджетных организаций)
- 13890 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.01.2021
- 15350,4 (в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума) (для внебюджетных организаций)
- 12792 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.01.2020
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума, но не менее 12130 (для внебюджетных организаций)
- 12130 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение Правительства Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, Федерации профсоюзов Ростовской области от 21.11.2019 № 13.с 01.01.2019
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума, но не менее 11280 (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.05.2018
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума, но не менее 11163 (базовое значение)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.01.2018
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций); в размере прожиточного минимума (для микропредприятий и малых предприятий в течение первых 3 лет работы)
- 9489 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ.с 01.07.2017
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций)
- 7800 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее соглашение между правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017–2019 годы от 16.11.2016.с 01.07.2016
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций)
- 7500 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014 – 2016 годы от 27.11.2013 № 11.с 01.01.2016
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций)
- 6204 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014 – 2016 годы от 27.11.2013 № 11.с 01.01.2015
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций)
- 5965 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014 – 2016 годы от 27.11.2013 № 11.с 01.01.2014
- в размере не ниже 1,2 прожиточного минимума (для внебюджетных организаций)
- 5554 (для всех бюджетников)
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014 – 2016 годы от 27.11.2013 № 11.
ФАЙЛЫСкачать таблицу в формате DOC
Примечание к таблице: жирным выделены обновленные значения МРОТ на конкретную дату. Приведены значения в Ростовской области на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года. Данные значения МРОТ применяются в городах: Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск, Батайск, Новошахтинск, Каменск-Шахтинский, Азов, Гуково, Сальск, Донецк, Аксай, Белая Калитва, Красный Сулин, Миллерово, Морозовск, Зерноград, Семикаракорск, Зверево и других населенных пунктах Ростовской области.
Смотрите также: — прожиточный минимум в Ростовской области — МРОТ в других регионах
Выплаты по прожиточному минимуму
Государственные пособия и выплаты социально незащищенным категориям граждан в России часто привязаны к величине прожиточного минимума в регионе. К таким выплатам в Ростовской области относятся:
- Ежемесячное пособие на ребенка
- Социальные доплаты к пенсии
- Пособия малоимущим семьям
- Ежемесячные выплаты ветеранам труда
Размер данных выплат регулярно индексируется в соответствии с изменением прожиточного минимума. Это позволяет поддерживать минимальный гарантированный уровень дохода для наименее защищенных категорий населения.
Таким образом, прожиточный минимум играет важную роль в социально-экономической политике региона. От его величины и своевременной индексации зависит благосостояние многих жителей Ростовской области.