Главная - Информация - Можно ли привлечь к уголовной ответственности за угрозы по смс

Можно ли привлечь к уголовной ответственности за угрозы по смс


можно ли привлечь к уголовной ответственности за угрозы по смс

Отличий между уголовной и административной ответственностью больше, чем схожих черт. Например:

  • за уголовное преступление назначается наказание в виде ареста;
  • за административное правонарушение назначается наказание в виде обязательных работ, временной изоляции.

УО отвечает за такие нарушения, как вымогательство, побои, кражи, убийства. АО отвечает за такие нарушения, как несоблюдение ПДД, мелкое хулиганство и так далее.

УО — самая строгая из всех, её меру определяет только суд. АО менее строгая, наступает вследствие проступка административного характера и регулируется КоАП РФ.

6. Общие, специальные и особые субъекты административной ответственности

КоАП РФ выделяет два вида субъектов административной ответственности – физические и юридические лица.

В теории административного права выделяют общие, специальные и особые субъекты административной ответственности.

1. Общие субъекты (возраст, по достижении которого наступает административная ответственность).

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ, по общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

  • достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  • вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Лиц, обладающих такими признаками как “достижение 16-летнего возраста” и “вменяемость”, принято называть общими субъектами. К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (см. статью 2.6 КоАП РФ).

2. Специальные субъекты административной ответственности – лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К таким субъектам, в частности, относятся:

  • должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ);
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (статьи 5.35 и 20.22 КоАП РФ);
  • собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статьи 2.6.1 КоАП РФ);
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статья 2.6.2 КоАП РФ).

3. Особые субъекты административной ответственности – лица, обладающие полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции. К таким лицам, в частности, относятся:

1) установленные Конституцией РФ и федеральными законами должностные лица Российской Федерации, выполняющие определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ):

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ (ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”);
  • члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”);
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (п. 18 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации” ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации”);
  • прокуроры (ст. 42 и абз. 2 ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” (далее – Закон о прокуратуре Российской Федерации).

2) иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ). В соответствии с нормами международного права, закрепленными, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других международных правовых актах, к ним относятся главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей;

3) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Исключение составляют административные правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые они несут ответственность на общих основаниях;

4) несовершеннолетние. Частью 2 статьи 2.3. КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности. Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является применение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав иных мер, предусмотренных законодательством в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю.

2. Административная ответственность граждан

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

УО для лиц с психическими расстройствами

Если лицо на момент совершения преступления было вменяемо, но при этом не осознавало опасность для общества и фактический характер своих действий/бездействия в силу психического расстройства, согласно ст. 22 УК РФ, оно подлежит УО.

Существует ряд критериев как юридических, так и медицинских, с помощью которых определяется, невменяем гражданин или обладает ограниченной вменяемостью.

Медицинские критерии:

  • психопатии разного характера;
  • слабоумие;
  • психическое расстройство хронического характера;
  • психическое расстройство временное.

Юридические критерии:

  • осознавало ли лицо опасность своих действий или бездействия;
  • могло ли лицо руководить своими действиями.

Для того чтобы установить, что гражданин является ограниченно вменяемым, требуется комплексная экспертиза психического и психиатрического характера. Ограниченность устанавливается в судебном порядке.

Если установлено, что преступник обладает ограниченной вменяемостью, это не избавит его от уголовного наказания, но сможет смягчить его.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 22 Уголовного кодекса РФ «Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости»

8. Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

“При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности”.

Ответственность за оскорбление человека

В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.

По КоАП РФ

Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:

  • граждане от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • должностные лица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • организации и ИП от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:

  • обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб.

Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:

  • для должностных лиц штраф до 30 тыс. руб.;
  • для юрлиц штраф до 50 тыс. руб.

Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.

По УК РФ

Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.

Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):

  • наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. или доходов преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 160 часов.

Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:

  • наложение штрафа в размере до 1 млн. руб. или доходов виновного за период до 24 месяцев;
  • обязательные работы на период до 240 часов.

Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 3 млн. руб. или заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательных работ на период до 400 часов.

Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:

  • штраф до 5 млн. руб. или в размере заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательные работы на период до 480 часов.

Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:

  • штрафом в размере до 40 тыс. руб.;
  • обязательными работами на период до 360 часов;
  • исправительными работы сроком до 12 месяцев.

Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.

Куда обратиться и что предпринять, если вам угрожают?

Для защиты от телефонных угроз необходимо использовать все возможные меры.

Необходимо обратиться в полицию либо попытаться воздействовать на угрожавшего другим путем.

Для защиты от угроз по телефону необходимо:

  1. Попытаться решить конфликт мирным путем. При поступлении 1-2 звонка с угрозами, можно в своих действиях предупредить злоумышленника, что вы записываете разговоры и что если звонки не прекратятся намерены обратиться в полицию. Сообщите о том, какая ответственность ждет угрожавшего и поясните, что все доказательства уже собраны.

    Если вас интересует, куда можно обратиться при запугивании и психологическом давлении, то необходимую помощь можете получить в службе доверия ГУ МВД России по г. Москве (круглосуточно). Во-первых, вам помогут справиться со стрессом, а во-вторых все звонки в эту службу записываются и вы сможете позднее подтвердить факт обращения (о том, что такое запугивание и какое наказание за него предусмотрено, можно узнать здесь).

  2. Обращение в полицию. Если ничего не помогло, то необходимо обратиться в дежурную часть местного отделения полиции и написать заявление. В нем должны быть указаны ваши паспортные и контактные данные, вся собранная вами на данный момент информация об угрожавшем, а также просьба принять меры.

    К заявлению прилагаются копии распечаток звонков, аудио, видеозаписи разговоров с злоумышленником. Документ должен быть зарегистрирован в специальном журнале. Не забудьте записать номер регистрации либо сфотографировать его. Отправить заявление можно и через портал Госуслуги.

  3. Судебное урегулирование. По итогам рассмотрения заявления (в течение 10 дней) полиция может возбудить уголовное дело или отказать заявителю. Если дело возбуждено, то начинается предварительное следствие.

    Еще на этапе проверки заявления полиция выяснит личность злоумышленника (если она неизвестна) либо сразу встретиться с ним, чтобы допросить. Если угрозы подтвердятся, то выносится постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

  • Скачать бланк заявления в полицию об угрозе по телефону
  • Скачать образец заявления в полицию об угрозе по телефону

По итогам следствия (примерно через два месяца) выносится обвинительное заключение и дело передается в районный суд. Это возможно только в том случае, когда будут собраны доказательства вины угрожавшего. В суде рассмотрят все обстоятельства дела и объявят приговор.

Одновременно с этим можно подать гражданский иск, например, за оскорбление личности по телефону, причинение и возмещение морального ущерба либо за возмещение материального вреда, нанесенного одновременно с угрозами (поджогом, разрушениями и пр.). Для этого необходимо составить исковое заявление в районный суд, собрать доказательства и оплатить госпошлину в 300 рублей.

4. Административная ответственность должностных лиц

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица – это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

10. Крайняя необходимость исключает производство по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Действие лица в состоянии крайней необходимости относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если лицо, совершившее административно наказуемое деяние, находилось в состоянии крайней необходимости, то производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

12. Малозначительность административного правонарушения – возможность освобождения от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” указано, что “малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений”.

Вместе с тем, соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5, “с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ”.

Следует обратить внимание на то, что статья 2.9 КоАП РФ устанавливает право, а не обязанность органа, должностного лица или судьи, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния с применением к нему такой меры воздействия, как устное замечание.

Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *