Главная - Недвижимость - Может ли быть начата налоговая проверка в отсутствие директора организации

Может ли быть начата налоговая проверка в отсутствие директора организации


может ли быть начата налоговая проверка в отсутствие директора организации

В настоящее время выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверкапредусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

  • фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;
  • фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • ИНН налогоплательщика;
  • проверяемые периоды;
  • вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка).

Если в решении указано: «Проверка правильности исчисления НДС и налога на прибыль организаций», то проверка будет тематической; если «Проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это—комплексная проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов (сборов).

Наличие решения—единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:

  • могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекаться в качестве свидетелей несовершеннолетние лица и лица, не способные в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;
  • имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;
  • могут проводить осмотр помещений, территорий и документов, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика. По результатам осмотра составляется протокол.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении остается у налогового органа.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки уполномоченным лицом должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен налогоплательщику либо его представителю.

Истребование документов. При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в пятидневный срок.

Помимо представления документов налогоплательщик составляет опись данных документов, которую подписывают лицо, выполняющее налоговую проверку, и налогоплательщик. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

Выемка документов и предметов.При выездной налоговой проверке, когда имеются достаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты, изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов на основании специального постановления руководителя налогового органа. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Выемка документов проводится в присутствии понятых с составлением протокола и описи изымаемых документов. Копия данного протокола вручается налогоплательщику под расписку. При необходимости изымаются оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать налогоплательщику копии в течение пяти дней.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа в помещение, где находятся подлежащие выемке документы, должностные лица имеют право войти туда сами.

Привлечение экспертов и переводчиков.Если при выездной налоговой проверке потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, других специалистов и переводчиков. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике и т.д. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы. Он также вправе отказаться от дачи заключения, если не обладает достаточными знаниями или представленных ему материалов недостаточно.

При выполнении экспертизы проверяемое лицо имеет право:

  • требовать назначения другого эксперта;
  • присутствовать при проведении экспертизы;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме, в которой излагаются ход проведенных исследований и полученные результаты.

При необходимости для участия в выездной налоговой проверке могут быть привлечены переводчик-профессионал, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела, и переводчик. Переводчиком может быть признано не заинтересованное в исходе дело лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. За отказ, уклонение от своих обязанностей либо осуществление заведомо ложного перевода НК РФ предусмотрена ответственность.

Оформление и обжалование результатов выездной налоговой проверки.По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговый орган составляет акт, в котором указываются:

  • общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам, за какой период и в какой организации выполнялась выездная налоговая проверка, а также данные об организации—юридический адрес, виды деятельности, состав учредителей и т.д.);
  • налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки, со ссылками на статьи НК РФ (все факты налоговых правонарушений должны быть документально подтверждены);
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Копия акта вручается налогоплательщику. В случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностные лица налогового органа делают соответствующую отметку, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

Если налогоплательщик не согласен с результатами выездной налоговой проверки, то он имеет право в двухнедельный срок с момента получения акта направить письмо о своем несогласии в налоговый орган. Разногласия фиксируются в произвольной форме, однако они должны быть документально подтвержденными и обоснованными.

В течение установленного НК РФ срока разногласия должны быть рассмотрены налоговым органом и по ним должно быть вынесено решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием суммы налога, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган имеет право взыскать сумму неуплаченного налога с налогоплательщика—организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и (или) суд. Организации и индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями,—в суд общей юрисдикции.

Жалоба может быть подана в следующем порядке:

  • в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд;
  • одновременно в вышестоящий налоговый орган и суд;
  • в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев с момента подписания налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика в течение одного месяца с момента ее получения и вынести решение:

  • оставить жалобу без удовлетворения (в случае подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, либо отсутствия обоснований заявляемых требований, либо вступления в силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе, либо пропуска срока подачи жалобы);
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

Жалобы рассматриваются в суде в зависимости от категории налогоплательщиков. Порядок рассмотрения жалоб от организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее—АПК РФ), а жалоб от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями,—Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее—ГПК РФ).

Допмероприятия при камеральной проверке

При углубленной проверке налоговики также могут провести следующие мероприятия налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • запросить документы и сведения у третьих лиц (так называемая встречная проверка, когда документы по декларации ООО «Ромашка» запрашиваются, к примеру у ООО «Лютик», являющегося поставщиком проверяемого налогоплательщика) (ст. 93.1 НК РФ);
  • допросить свидетелей (например, работников проверяемой организации);
  • назначить экспертизу, в частности, проверку подлинности подписей на документах;
  • пригласить для участия в проверке специалистов, переводчика;
  • произвести выемку документов;
  • осмотреть помещения, территорию, документы и предметы налогоплательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, чтобы, к примеру, измерить площадь помещения предпринимателя, работающего на патенте. Или для того, чтобы убедиться, что организация имеет ресурсы для выполнения определенных работ, расходы на которые заявлены в декларации.

Камеральная налоговая проверка: сроки нарушены

Можно ли отменить решение по итогам камеральной проверки, если налоговики нарушили сроки проверки? Например, составили акт камеральной проверки через полгода после подачи в ИФНС декларации. На самом деле нарушение процедуры проверки не является существенным нарушением, то есть отменить «проверочное» решение только по этому основанию не получится (п. 14 ст. 101 НК РФ; Письмо ФНС от 25.01.2021№ СД-4-2/778@).

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

^К началу страницы

Выездную налоговую проверку проводит налоговый орган:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ;
  • уполномоченный ФНС России на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Выездную налоговую проверку организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, проводит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную выездную налоговую проверку филиала или представительства проводит налоговый орган:

  • по месту нахождения такого подразделения;
  • уполномоченный на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности. Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик – физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

Пример: Налоговый инспектор А.А.Иванов проводил выездную проверку организации ООО «ХХХ» и 20 октября 2011 года инспектор составил справку о проведенной выездной налоговой проверке. Таким образом, датой окончания проведения проверки является 20 октября 2011 года.

��������� �������� � ����������� �� ����� ����������

� ����������� �� ����� �� ���������� ��������� �������� ������� �� �����������, �������� � ���������.

����������� �������� � ��� �������� �������������� ������������������ ��������� ���������� � ���� ����������, �������� ���������� ��� ���������� � ������ �������, � ����� �������� ������ ��������� � ���������� ������ ���������� � ������������ �����������������, ���������� �� ����� ���������� ���������� ������.

����� ����������� �������� ��������:

  • �������� �� ����������� ������������������� ��������������� � ���� ����������� �������� ����� � ������� � ������;

  • ��������� � �������������� ��������� ��������������;

  • ��������� ���� ������������ (�� ��������� ����������) ������� � ��������������� �����;

  • ����������� ��� ������� ��������� ��������� ��������� � ������������� ������� ��������� ��������� �������;

  • � ����� ���������� ����������� ���������� ��� ����������� ������������� ������ ������������������ ��� ���������� �������� ��������� ��������.

��� ���������� ����������� �������� ��������������:

  • ������ � ����� ������������� ���������� ������������������;

  • ������������ �� ����������;

  • ������������ ���������� �������� �� �������;

  • ������� ����������, �������������� ������ �� �������;

  • ������������ ������� ���������������� ����.

���������� � ���� ����������� ������� ������ ��������� ����������� � ��� ��������� � ������� 3 ������� �� ��� �� �����������.

� ���������� ������� ��� �������������� ���������� �������� ���������� ������������ ����.

���� ��� ������������� ���������� �� ����������� ������������ ������ ��� ��������� �������������� �������� ���������� 5 ����.

��������� ���� ����� ������� ������������� ����� ��� ���� ��������� ��� �������� ������� �����������.

� ������ ��������� ��������� ������������ ��� ��������.

��� �������� ��������� ��������� ���������� �������� ��������:

  • �� �������� ��������� ������� � ���� ������������� ���������� �����������������, ��������� �������������� �����, ������������� ���������� � ��������� ����������, ������������� � ���� ���������, ����� � ���������� ���������� ������������, ���������� ��������, ������������, ����������, ����� ������ ����������;

  • �� ������� (������������) ��������� ���������, ����� ������������ ������������������ ��� ���������� ������� ���� ��������� � ����������� �������� ��������������� ����������������, ���������, �������� � ���� ��������� � ����������;

  • �� ���������� �������������� �������������� ����������������� ���������;

  • � ����� ������ �������� ��������� ������� (�� ����������� ���), �������������� �� ����� ���������� ����������������� (����� ��� ������������, ����� ������������ ������� ���������������) � � ���� ������ ��� ����� ���������� ���������� ������.

���� �������� ��������� ��������:

  • ������������� �������� �� ����������� ���������������� � ������� � ������ � ������������� ����������, �������� � ���������������� �������� � ������ ������� � ������;

  • ��������� �������� �� ������� � ����;

  • ����������� �������� ��� � ��������������� �� ���������� ��������� ��������������;

  • �������������� ��������� ��������������.

������ ��� ���� ����������� �������, �������������� ������ ��� �������� �������� ����������.

��������, ������ ���������� � ��������� � ������ ���������� �������� ����� ���� ������������ ������ ��� ���������� �������� ��������.

��� �������� �������� ������������ ��������� ��������� ����������, ������� ��� �������� ����� �������, ��� �����������.

��������, ��� �������, ���������� ������������ �� 3 ����, �������������� ���� ��������� ������� � ���������� ��������.

����������������� ���������� �������� ������ ���� �� ����� 2 �������.

���� ���� ����� ���� �������� ������ � ������ ������������� �������������, ��������� ����������� ��������. � ��� �������:

  • ������� ���������� � ����������, ��������� �������������� ��������;

  • ��������������� ������������������ ������ ����������;

  • ������ �������.

������������� ������� ������������ �������� � ����������� ��������

����������� �������� �������� �������� ��� ������������������� ������� ���������� ����������������� ���������� ������� ������ ��������� ����������������������� ������ �� �������� ������������������ �� ������ �� 3 ���������� ���������� ����������� ��������������������������� ������, �� ���� �������������� ���������������������� ������������� ����� ������������ ��������� �������� ����� ������������ ����������� ��������������� ������������� ������������������ (� ���������� ���, � ����������� ���)������ ����������� ������ �������������� ��������������� ��������������� ��������, ����������� �� ��

��������� �������� � ��� ������������� ������ ����������� ������ � ���� �� ���������.

���� ����� ����� ��������� ���� �� ����������, ������� ����������� �� � �����, � � ���������� �����������.

� �� ����� ��������� ���������, �������� ����������� ����������� ��� ������ ������������ ��������� (���������, �����-������� � �.�.).

���������� ����� ���������� ��������� ���� � ��������� ������������, ���� � ������ ����������� �������������� �����������.

��� ������� ����������� ��������� ������������� ������������, ������ ���������� ��������� ����� ���� � �� �� ����������.

� ���� ������� ��������� ����������� ���� � ����� ����������, ���� ����� ��������� ����������. ��� ������������� ���������� ����� �� ���������: ���������� ������, ������� ���������, ���� ������ � ��. ���������� ���������� ��������� ����� ���� ��������� ������������������ ����� ������������� ������������, �, ��� ���������, �������� �������.

�� �������� ��������� �������� �������� ������ ���������� ����������� ��� �������� ��������� ��������. ���������� � ���������� ��������� �������� ������ ���������� � �������� ��� �������� ��� ����������� �������� (���������� � ���������� ������������� � ����������� � ��������� ���������������).

Можно ли быть гендиректором двух ООО

Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ при госрегистрации юридического лица заявителями могут являться, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, а также иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В ходе процедуры регистрации смены ген директора часто возникает вопрос при определении заявителя, уполномоченного подписывать заявление о регистрации смены директора и подавать документы на регистрацию. Кто является заявителем при смене генерального директора? Должен ли подавать заявление новый директор или этим занимается его предшественник? Ответ на этот вопрос содержится в письме ФНС от 16 марта 2016 г. № ГД-4-14/4301, где указано, что заявление о внесении изменений подается новым директором организации.

Для удостоверения подписи на заявлениях нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, решение уполномоченного органа о назначении нового руководителя и актуальный список участников (учредителей/членов/акционеров) организации. Кроме того, необходимо при подписании заявлений у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление).

Подавая заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, вы уведомляете налоговый орган о смене генерального директора. При подаче заявления о регистрации смены директора к заявлению можно приложить решение уполномоченного органа об избрании директора, но это необязательно, закон этого не требует. Обратите внимание, что для того чтобы сменить директора в компании заявление о регистрации изменений нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета, если они отличаются (например, в Москве регистрирующий орган для коммерческих организаций, потребительских кооперативов, ТСН — МИФНС № 46, для большинства НКО — Главное управление Минюста РФ по г. Москве).

Срок уведомления налоговой о смене генерального директора компании — 3 рабочих дня с дня принятия решения о смене. При неуведомлении налоговой или нарушении срока уведомления налоговой о смене директора законом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой директора не уплачивается.

Способы подачи документов на регистрацию смены директора компании могут быть разными. Выберите один из вариантов:

  • путем непосредственного обращения в регистрирующий орган
  • через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату.

При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации.

Срок регистрации смены генерального директора в ЕГРЮЛ в налоговом органе — 5 рабочих дней, в Минюсте — 30 дней. Однако если проводить процедуру переоформления генерального директора в ООО или АО с учетом формальных требований при созыве собрания (при разногласиях между учредителями), то общий срок смены директора может занять более 35 дней для ООО (более 55 дней для АО).

Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации смены директора юридического лица.

После регистрации необходимо уведомить банк о смене директора. В соответствии с п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 г. № 153-И при уведомлении банка необходимо представить документы, подтверждающие полномочия нового директора (протокол о назначении, выписку из ЕГРЮЛ, удостоверяющую внесение изменений) и документ, удостоверяющий личность нового директора. Перечень документов, подтверждающих полномочия директора, законодательством не регламентирован. Как правило, это протокол или решение о смене директора, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт руководителя. Если организация использует интернет-банкинг, необходимо также заменить электронный ключ.

Также при смене директора (особенно при конфликтной смене директора) рекомендуем уведомить ключевых контрагентов.

  • Генеральный директор – подписывает договора и выдает доверенности;
  • Руководит сотрудниками – директор это верхний уровень трудовых отношений, директор подписывает трудовые документы, договоры с сотрудниками, локально-нормативные акты.

Это две ипостаси директора. С одной стороны он выступает от имени юридического лица в сделках с другими юридическими лицами в договорах, доверенностях, с другой стороны он является головным органом компании в плане трудовых отношений. Учредители компании или совет директоров, они не участвуют в трудовых отношениях, они находятся над ними, а вот генеральный директор – это верхний уровень трудовых отношений: принимает на работу, увольняет сотрудников и не только.

В этом плане различаются 2 смысла директора (Корпоративный и трудовой директор)

1. Директор корпоративного права

  • В этом смысле директор корпоративного права появляется, как только вы регистрируете юридическое лицо и вносите соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
  • То есть на общем собрании Учредителей вы прописали, кто будет директором и после этого, после внесения сведений в ЕГРЮЛ, после регистрации юридического лица – этот человек может заключать сделки от имени компании.
  • Человек ставший генеральным директором, может не быть оформленным в компании качестве сотрудника по трудовому договору, но при этом он остается директором и полномочно может заключать сделки.

2. Директор трудового права.

  • Когда мы берем директора по трудовому праву, он начинает получать зарплату, он начинает считать отпуск, имеет полномочия принимать на работу сотрудников и увольнять их, но это никак не влияет на его статус в отношении корпоративного права.
  • Бывает феномен, что в компании может не быть директора по трудовому праву, в компании 0 сотрудников, ни с кем не оформленные трудовые договоры, но при этом компания может заключать сделки, выдавать доверенности, так как у нее есть директор с момента регистрации юридического лица и внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вывод. В трудовом плане, директор может не быть, в корпоративном праве – директор обязан быть.

Ответственность, которую несет генеральный директор

Многие слышали, что директор отвечает за свою деятельность перед учредителями.

Как это работает?

Тут есть несколько видов ответственности:

  • Уголовная ответственность (присвоение, растраты и так далее);
  • Административная ответственность (директор, не выплатил заработную плату сотрудникам);
  • Дисциплинарная ответственность (директора очень легко уволить в отличие от всех остальных сотрудников, так как есть специальные основания в трудовом кодексе, например директора можно уволить, так как он утратил доверие учредителей);
  • Гражданско-правовая ответственность (она же имущественная ответственность, то есть директор отвечает перед учредителями деньгами)

Важно понимать, что ограничение в ответственности, которое есть в ООО – оно не распространяется на директора. Когда мы говорим “общество с ограниченной ответственностью”, имеется ввиду, не то, что директор НЕ отвечает, а имеется в виду, что учредители не отвечают в рамках предпринимательского риска, а вот директор отвечает практически всегда.

Директор несет имущественную ответственность, помимо уголовной, административной и дисциплинарной, в тех случаях, когда его действия причинили компании ущерб и при этом были недобросовестными либо неразумными.

  • Недобросовестные действия – это действия не в интересах компании, например когда, директор не согласовывает сделку, или ведет сделку со своим родственником, по закону это конфликт интересов, он должен сказать об этом акционерам, в случае если он не сообщил акционерам и при этом заключил сделку с родственником на нерыночных условиях – все эти убытки можно взыскать с директора.
  • Неразумность – основание, в котором генеральный директор должен вести себя как среднестатистический, адекватный директор, то есть не заключать сделки, не имея достаточно информации о контрагенте, не сотрудничать с компаниями – однодневками.

Пример:

Директор может выдать большой аванс однодневке, с которой раньше никогда не работал.

Учредители спрашивают: Ты что, действовал недобросовестно? Ты как-то аффилирован с этой компанией?

Директор отвечает: Нет, нет! Я не аффилирован с этой компанией, я вообще первый раз слышал о них, никакой моей заинтересованности нет, вот просто ошибся.

Чтобы таких ситуаций не возникало, есть как раз этот критерий “неразумность”.

Учредители в таком случае могут сказать директору: Окей, мы не можем доказать, что ты действовал недобросовестно, так как ты, по-любому как-то связан с этой компанией, мы просто не можем понять как. Но даже если отбросить эту недобросовестность, ты все равно действовал неразумно. Почему ты дал 100% аванс на такую крупную сумму фирме? С которой мы никогда не работали, и которая по всем признакам однодневка, а? Это просто неразумно с точки зрения среднестатистического человека! Любой нормальный директор проверил бы их, и не заключил договор.

В этом плане – если про добросовестность доказать не удалось, всегда можно сослаться на неразумность и взыскать с директора весь тот ущерб, который понесла компания.

Чтобы таких ситуаций не возникало, что должен делать директор:

1. Согласовывать свои сделки – это основное правило. Какие сделки нужно согласовывать? В первую очередь нужно согласовывать крупные сделки. Если сделка превышает 25% активов компании, и при этом сделка не является обычной сделкой для компании, то есть такие сделки не заключаются по 10 раз в месяц, эта сделка редкая, например заём на какую-то большую сумму денег, кредит или что-то другое, то эту сделку обязательно нужно согласовать либо с советом директоров, либо с общим собранием. В зависимости от ее размера и в зависимости есть ли у вас совет директоров. В результате, если вы согласовали сделку и вам дали на нее добро, то нельзя говорить, что вы действовали недобросовестно. Потому, что вы с себя сняли эту ответственность.

2. Согласовывать сделки с заинтересованностью. Что нужно сделать по сделкам с заинтересованностью?

Это те сделки, которые вы заключаете с аффилированными структурами. То есть, это либо ваша компания с другой стороны, в которой вы акционер или учредитель, либо это сделки с родственниками – в этом случае, вы должны сообщить, что вы собираетесь заключить такую сделку с заинтересованностью.

Если ваши учредители говорят – да, все хорошо, мы не реагируем, все устраивает, в таком случае вы продолжаете работать как директор, вам не нужно останавливать процесс заключения сделки, так как ваша сделка с заинтересованностью она уведомительная к учредителям. Вы просто сообщаете им о намерении, если нет никакого отрицательного ответа, то вы продолжаете работать по этой сделке. Но если учредители сказали, нет, мы соберем общее собрание и обсудим этот вопрос – вы уже должны остановить все текущие процессы по сделке.

В Уставе также можно прописать сделки, по которым требуется дополнительное согласование. Например, стартапы часто прописывают сделки с интеллектуальной собственностью. Можно прописать в Уставе сделки с недвижимостью, и другие. Если вы имеете какие-то интересные активы, и боитесь их потерять, из-за действия недобросовестного директора, вы можете прямо в Уставе прописать, что в случае если, сделка заключается с таким-то активом, директор обязан собрать общее собрание, и на нем получить разрешение на проведение этой сделки.

Запрета на выполнение функций единоличного исполнительного органа сразу в нескольких хозяйственных обществах законом не установлено, однако предусмотрены некоторые ограничения.

В частности, согласно п. 3 ст. 69 Закона об АО совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. В Законе об ООО подобного предписания нет. Однако в ст.

276 ТК РФ содержится норма, общая для всех организаций: руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Таким образом, нелишне в уставе ООО и трудовом договоре с директором указывать на необходимость соответствующего согласования с общим собранием участников общества либо советом директоров.

Это позволяет сделать п. 4 ст. 40 Закона об ООО.

Итак, действующий директор хозяйственного общества может заключить трудовой договор и приступить к исполнению обязанностей руководителя другого общества только с согласия уполномоченного органа своего первого работодателя.

Единоличный исполнительный орган общества выступает от имени общества без доверенности, в том числе при заключении сделок (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Таким образом, не исключена ситуация, когда договор будет подписан с двух сторон одним и тем же человеком. Что закон говорит на этот счет?

Из п. 1 ст.

45 Закона об ООО следует, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, признается заинтересованным в совершении обществом сделки, если оно само является стороной сделки, выступает в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом либо занимает должность в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки. Поэтому договор между обществами, имеющими одного и того же директора, признается сделкой с заинтересованностью для этих обществ. Для обеспечения легитимности указанной сделки следует соблюдать особые правила, сформулированные в ст. 45 Закона об ООО, а именно:

— директор общества должен довести до сведения общего собрания участников общества информацию о юридических лицах, в которых он занимает должность в органах управления (в письменном виде);

— сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена решением общего собрания участников общества, которое принимается большинством от общего числа участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки (в решении об одобрении сделки должны быть указаны лицо или лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия).

В соответствии с п. 7 ст. 45 Закона об ООО, если в обществе образован совет директоров, решение об одобрении рассматриваемых сделок может быть отнесено уставом к его компетенции, за исключением случаев, если цена сделки превышает 2% стоимости имущества общества по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая не была одобрена участниками общества, может быть признана недействительной по иску общества или его участника (п. 5 ст. 45 Закона об ООО).

Аналогичные нормы предусмотрены и Законом об АО (гл. XI). Особенности информирования о заинтересованности в сделке и принятия решения о ее одобрении в акционерном обществе отличаются от правил, действующих для ООО, и обусловлены организационно-правовой формой.

25 Фев 2010 09:17

Нередко одно и то же лицо является единоличным исполнительным органом (директором) нескольких фирм. Все знают, что это не запрещено законодательством. Однако сомнения возникают, когда договор с двух сторон подписывает один и тот же человек. Допускается ли это законом? Есть ли ограничения на заключение подобных сделок?

Правовой статус единоличного исполнительного органа (генеральный директор, президент и другие) общества с ограниченной ответственностью установлен ст. 40 Закона об ООО. Так, по общему правилу генеральный директор ООО избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, как из числа участников общества, так и со стороны.

Между ООО и гендиректором заключается договор (трудовой). От имени общества его подписывает лицо, председательствовавшее на общем собрании участников, на котором был избран директор, либо специально уполномоченное на это решением общего собрания участников.

Уставом ООО полномочия по выбору директора и заключению с ним договора могут быть возложены на совет директоров.

Аналогичным образом единоличный исполнительный орган акционерного общества избирается общим собранием акционеров, если уставом АО решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (ст. 69 Закона об АО). Договор с генеральным директором от имени АО подписывает председатель совета директоров или лицо, уполномоченное советом директоров.

Может ли генеральный директор работать по совместительству? А если может, то какие особенности установлены законом для таких случаев? Ответы на эти и другие не менее важные вопросы о труде руководителя организации по совместительству вы найдете в нашем материале. Разрешение на работу по совместительству. Как оформить генерального директора по совместительству?

Пример: Недавно оказал посредническую услугу как физическое лицо. Но все пошло не так. Я пытался вернуть свои деньги, но меня обвинили в.

Статья 276 ТК РФ разрешает оформлять трудовые отношения с руководителем организации по совместительству. Обязательным условием для этого является разрешение собственника имущества.

По ст. 273 ТК РФ, если директор – единственный учредитель фирмы и собственник имущества, решение принимается самостоятельно, разрешительных документов от вышестоящих органов не требуется.

П. 3 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах» разрешает директору, в том числе генеральному, работать руководителем в других компаниях только после получения письменного одобрения совета директоров.

ФЗ №161 директорам унитарных фирм запрещает:

  • организовывать собственные предприятия;
  • работать в государственных службах;
  • быть индивидуальным предпринимателем;
  • работать руководителем коммерческого образования.

Исключение составляют: творчество, педагогика и научная работа.

Закон «О банках и банковской деятельности» запрещает директору банка:

  • занимать должность директора в другом банке одновременно;
  • работать в фирмах, предоставляющих услуги лизинга;
  • быть участником на рынке ценных бумаг;
  • работать в страховых организациях.

Ст. 282, 329 ТК РФ запрещают совмещать трудовые функции лицам, попадающим под одно из условий:

  • работа в госучреждениях, в том числе контролирующих органах;
  • недостижение совершеннолетия;
  • деятельность, предусматривающая вождение транспорта;
  • нахождение в тяжелых, вредных производственных условиях.

Понятия «совместительство» и «совмещение» похожи по смыслу в том, что предполагают выполнение дополнительной работы. Принципиальная разница между ними в том, что совместительством называют работу, выполняемую после завершения основной. То есть после окончания рабочего дня работник трудится над дополнительными задачами. А совмещение – это выполнение всех функций в рабочее время.

С совместителем заключается дополнительный договор на выполнение работ, отличных от основной трудовой функции. Совмещение может не закрепляться документально, не оплачиваться. Запись о нем не вносится в трудовую книжку.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *