Главная - Cемейное право - Можно ли перестраиваться из ряда в ряд при проезде перекрестка

Можно ли перестраиваться из ряда в ряд при проезде перекрестка


можно ли перестраиваться из ряда в ряд при проезде перекрестка

На практике перестроению в левый ряд должен предшествовать ряд осознанных действий водителя, главная цель которых – совершить маневр грамотно, по всем требованиям требованиями ПДД и не допустить столкновения с машиной, идущей сзади или совершающей аналогичный маневр. В предыдущем разделе уже было рассмотрено очень важное правило, согласно которому водители обязаны перед перестроением пропускать те идущие в попутном направлении машины, которые не меняют направление своего движения. Ещё одно фундаментальное правило гласит о том, что при одновременном перестроении двух машин право совершить первоочередной манёвр предоставляется тому водителю, который находится по правую сторону от ряда, в который обе машины перестраиваются (водители это называют «помехой справа»).

Кто из водителей должен уступить при сужении полосы в 2024 году?

Камнем преткновения в ситуации с проездом участка сужения полосы является противоречие двух пунктов – 8.9 и 8.4 Правил. Хотя с точки зрения закона, противоречия никакого нет. Ситуации хоть и разные, но трактуются вполне однозначно.

Если дорога сужается без разметки

Начнём с самого сложного – а именно, случая, когда вы видите исчезающую полосу, но ни разметки, ни знаков в зоне видимости нет. Как быть? В данном случае поможет только правильная трактовка ситуации.

Таких ситуаций всего 3:

  • дорога сужается справа – две полосы перетекают в одну, а правый ряд примыкает к левому или центральному.
  • сужение слева – аналогично, только здесь «исчезает» уже левый ряд, а соседняя полоса продолжает тянуться прямо,
  • исчезновение полос с обеих сторон – сужение и слева, и справа в одну общую (центральную), так называемое «горлышко».

Оцениваться с точки зрения приоритета они будут по-разному. Ключевым является наличие/отсутствие маневрирования со стороны водителя второго автомобиля.

  • Если вы двигаетесь справа от обочины и ваша полоса идёт на сужение – вы обязаны включить левый поворотник и пропустить всех едущих прямо в левом ряду, и только после этого можно туда перестраиваться (пункт 8.4 ПДД).
  • Если вы оказались на исчезающей левой полосе – снова следует включить поворотник (на этот раз правый) и дождаться освобождения правой полосы попутного движения, а затем совершить манёвр «перестроение».
  • При сужении левой и правой полосы в одну центральную – применяется принцип «помеха справа», согласно которому оба водителя пропускают автомобили на центральной полосе разгона, затем водитель машины из левого ряда уступает водителю в правом, а потом перестраивается сам.

Вот схема последней ситуации:

По закону 2024 года, даже если вы едете справа и у вас заканчивается полоса, нельзя применять трактовку «помехи справа». Для того, чтобы продолжить движение дальше вы должны совершить перестроение. А при таком манёвре обязаны уступить дорогу тем, кто не маневрирует, а продолжает ехать дальше по основной полосе.

Но на практике это правило соблюдается не всегда. Многие водители так и норовят вклиниться в левый ряд, не дожидаясь, пока полоса освободится для безопасного манёвра. И если вас пытаются подрезать, лучше придерживаться принципа ДДД – Дай Дорогу Дураку, а не идти на таран. Сбережёте и нервы, и автомобиль.

При наличии разметки и/или знака «Сужение дороги»

То же самое действует и при наличии знаков или разметки.

Вообще, при подъезде к знаку «Сужение дороги», лучше заранее позаботиться о смене полосы, чтобы не терять времени на перестроение в зоне её окончания. Но если не успели – ничего страшного! Сужение дороги обозначается несколькими знаками. Они, к слову, дают подсказку, кто из водителей должен уступить дорогу при смене полосы:

Знак 1.20.1 «Сужение дороги с обеих сторон» – устанавливается на 3-хполосной и более проезжей части, если по обеим её сторонам ведутся ремонтные работы.

Как мы выяснили, здесь действует правило «помехи справа». Если вы собираетесь перестроиться слева, то вначале пропускаете машины центральной полосы, а потом уступаете съезжающим на неё автомобилям справа (если таковые окажутся).

Знак 1.20.2 «Сужение полосы справа». Прежде чем перестраиваться влево, пропускаем едущую в соседнем ряде машину.

Знак 1.20.3 «Сужение слева». Перед манёвром «перестроение» уступаем дорогу двигающимся справа по основной полосе.

Знак 5.15.5 «Конец полосы» (справа) – свидетельствует о сужении проезжей части, а вместе с ней сообщает о необходимости совершить перестроение на основную полосу. И снова включаем поворотник, пропускаем машины слева и только потом занимаем левый ряд.

Знак 5.15.6 «Конец полосы» (слева) – можно перестраиваться, уступив дорогу тем транспортным средствам, которые двигаются по этой правой полосе.

Сразу после перекрёстка

Как правило, на перекрёстке может быть три полосы, после его проезда они сужаются до двух, а впереди – одна. Ну и другие разновидности.

Кто кому уступает? Вспоминаем пункт 8.4 ПДД, согласно которому приоритетное право проезда имеет тот, кто движется попутно без изменения направления, а совершающие манёвр должны им уступить. К примеру, если продолжением правой полосы после перекрестка является бордюр – то для дальнейшего движения водитель должен перестроиться на соседнюю полосу, но прежде пропустить едущие в этом ряду автомобили. Аналогичная ситуация при «упирании» во встречку. Впрочем, на практике до сих пор действует старый-добрый принцип «лесенки».

Но что, если нет ни знаков, ни ориентиров, а схема организации дорожного движения и «исчезающие» полосы вызывают вопросы? Единственно верное решение в таком случае – следовать положениям пункта 8.9 Правил, то есть уступить дорогу тому, кто находится справа от вас.

Если есть общий изгиб с правого и с левого края дороги

Ещё один случай, когда дорога имеет изгиб как с правого, так и с левого края проезжей части. К сожалению, и тут многие водители не совсем верно трактуют ситуации. В данном случае придётся ориентироваться самому и включить глазомер.

Если изгибы с обеих краёв проезжей части, а знаки и разметка отсутствуют или не видны из-за непогоды – нужно руководствоваться положениями п. 9.1 ПДД.

И там сказано следующее:

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, в случае с изгибами проезжей части справа и слева середина дороги будет повторять контуры её краёв. То есть здесь мы говорим о ломаной линии разметки, разграничивающей встречные полосы.

Ну а дальше прикидываем, достаточно ли место для проезда обеих машин? Если ширина полосы движения позволяет двигаться параллельно, то уступать никому не придётся. В противном случае нужно учитывать «помеху справа».

Сколько штраф за нарушение знака «Сужение дороги»?

500 рублей, реже – предупреждение.

Речь идёт о части 3 статьи 12.14 КоАП за несоблюдение правил знака «Сужение дороги» или «Конец дороги». Размер штрафа 500 рублей, и в очень редких случаях можно отделаться письменным предупреждением от инспектора.

Действует ли скидка на оплату?

Да.

Административные штрафы по ст. 12.14 Кодекса не входят в перечень исключений, которые нельзя оплатить с 50% скидкой. Поэтому дисконт здесь действует. А сама возможность оплаты половины суммы штрафа за неуступление дороги при сужении полосы предоставлена частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.

Для того, чтобы заплатить не 500, а 250 рублей необходимо совершить оплату в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Если вы пропустили срок скидки, его можно восстановить – о том, в каких случаях это можно сделать у нас есть отдельная статья на сайте.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *